Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Кашмири

Гиндукушские шарады

 

КАШМИРИ (шарада) – буквенно-слоговое письмо индийского типа. Имеет ограниченное распространение 

Герб штата Джамму и Кашмир.

 

в Кашмирской долинев индийском штате Джамму и Кашмир, на территории бывших княжеств Кангра и Чамба  – и отчасти в штате Уттар-Прадеш. Используется преимущественно среди местных индуистов шиваистского толка (пандитов, которые составляют ок. 4% от кашмирцев). Кашмирские пандиты занимают одно из самых высоких положений в индуистской иерархии. Письмо кашмири раньше обслуживало кашмирский язык, (कॉशुर کٲشُر śur,  köśir, śirü; санскр. कश्मीरी), который относится к дардской группе индоиранских языков, и охватывало сопредельные с Кашмиром территории Китая, Пакистана (Гилгит), Афганистана (Гандхара, Бамиан), на юге доходя до Дели (Индрапрастхи). Из всех дардских языков многовековую письменную традицию имеет только кашмири. В основе литературного языка лежит диалект Сринагара, кашмирской столицы. На оккупированных Пакистаном территориях (в основном в так называемом Азад Кашмире и Гилгит-Балтистан – северной части Джамму и Кашмир) используется исключительно арабское письмо. Сегодня силлабарий кашмири практически не используется, за редким исключением – кашмирскими пандитами для ритуальных целей или составления гороскопов.

Носители диалекта каштвари пользовались скорописью такри, или такари (см. Скорописи индийские). Письменная традиция кашмири развивается с 13-14 вв. (древнейшие памятники относятся к 9-10 вв., ко времени правления династии Утпала, основанной Аванти Варманом). К этому времени относится старейшее его произведение – «Свет великого учения» Шати Кантха. В 1821 миссионер из Калькутты издал на кашмирском силлабарии Новый завет.

Прим.: красной точкой обозначены звуки, которые в кашмири изменились: gha>ga, dha>da, bha>ba; ca>tsa, cha>tsha (цха), ja>za, jha>za.

1 – транскрипция;

2 – старое письмо кашмири;

3 – шарада:

4 – типографский шрифт кашмири;

5 – графонимы (названия кашмирских букв).

 

Письмо кашмири основано на североиндийской графике шарада, которая в свою очередь восходит к нагари. Шарада (санскр. शारदा śāradā, śārdā) – одно из имени Сарасвати – индийской богини священной речи и письма. Правда, существует легенда, что письменность шарада изобрел некто Śāradānandan. Сам Кашмир в древности именовался Sāradādeśa или Śāradāmanḍala.

Жесткость и значительная толщина линий придают шараде грубоватый вид; чувствуется преемственность письменной культуры Кушанского (Kuṣāna) царства (см. Гупта, Кхароштхи).

Из шарады (ранней разновидности кашмири) возникли ее курсивные варианты. Уже упоминавшаяся скоропись такри известна в двух изводах: чхамбеали (княжество Чамба, где шарада называется devāśea – переходная ступень между шарадой и такри) и джамунсари (княжество Джамму). Скоропись догри (диалект догра распространен севернее Пенджаба, является на ряду с урду и кашмири официальным языком индийского штата Джамму и Кашмир) – весьма редкое явление и сравнительно недавнее изобретение. Devāśea была распространена в 14-18 в. в княжестве Чамба (современный штат Химчал-Прадеш).

Кашмир в начале 20 в. являлся неким «грамматологическим центром» Евразии: с Севера (Таджикистан) ощущалось давление кириллицы, с Востока – китайских иероглифов, а с Запада – арабского письма.

От других индийских силлабариев кашмири отличается тем, что каждая его буква имеет свое наименование – графоним (например, अ 'ādau a', ख – 'khŏnĭ kha' и т.д.). Очевидно, это следствие влияния структуры арабского алфавита. Отдельное наименование есть у огласовок и лигатур: kṣa – kŏli vĕṭhĭ kṣĕ, tra – truka tov tra, jña – zayĭ zahas tal khŏna phuṭĭ ñĕ.

Огласовки в кашмири являют собой в целом кальку с подобных знаков в деванагари. Правда, вирама используется не только для слога с нулевым гласным, но и для маркировки краткого гласного.

1, 3 – кашмирские знаки для огласовок;

2, 4 – звуковые значения и названия огласовок;

5 – священные знаки (ekam – okǔ sa gōr);

6 – пунктуация;

7 – знаки межстрочной интерпункции.

Если в деванагари, к слогам добавляется формант -r (kar, khar, gar...), то  в гурмукхи, слоги удваиваются (sasa, haha, kaka, ghagga...), а в кашмири графонимы образовываются, очевидно, по типу мантр. На похожем схематизме построена корейская графонимия: киык, тиыт, пиып... Еще можно вспомнить мальдивский силлабарий тана, где имеются специфические названия букв (haa, sha viyani, noonu, raa, baa, lha viyani...). По видимому графонимия в индийских силлабариях связана с влиянием семитских алфавитов.

 

ЧИСЛА:

Фонология кашмири более сложная. нежели в индоарийских языках. Основное отличие – корреляция гласных по длительности и трем ступеням подъема в среднем ряду ā – а – ă (а – ə – ъ); есть умлаутизированные, в том числе и долгие, гласные. В консонантизме – помимо церебральных и придыхательных (звонкие придыхательные отсутствуют; трехступенчатая система аспирации: t – th – d) согласных имеются губные и мягкие (непересекающаяся корреляция палатальности и лабиализации: t – t' – t°, ṭ – ṭ' – ṭ°). Характерно также «падение аффрикат»: ča>tsa, čha>tsha (цха), ja>za, jha>za. Среди других особенностей – эргативообразный строй языка, как в хинди. Кроме того, в кашмири параллельно существуют флективные и аналитические формы.

Дардские языки (к которым иногда относят нуристанские языки Афганистана) распространены в горных районах Афганистана, Пакистана и Индии. Считается, что они оформились ранее выделения индоарийских языков. В ряде дардских языков (гавар, катаркалаи, дамели, башкарик, шина) есть тоновые оппозиции, в чем видится влияние китайско-тибетских языков.

Дарды упоминаются Геродотом, который описывает, как где-то на севере Индии муравьи «величиной больше лисицы, но меньше собаки» добывают из-под земли несметное количество золотого песка. Постепенно рассказ начали связывать с названием одного таинственного народа, собиравшего «золото муравьев», – с дардийцами, или иначе, дардами. Когда об этой истории прослышали римляне, знаменитый Плиний воскликнул: «Изобильно золото дардов!» Ныне дардами (dārd) называют себя носители диалекта гурези (язык шина).

Автохтонов Кашмира санкритские тексты называют пишачи (демоны, пожирающие человеческое мясо; одни из трех рас демонических существ наряду с асурами и ракшасами), дети Кашьяпы. Их язык назвывлся пайшачи и был распространен, по древним источникам, в горах Виндхья. До недавнего времени дардские языки назывались пишачи (Piśāci).

До сих пор на севере Кашмира сохранился генетически изолированный язык бурашаски (по наиболее распространенной гипотезе его относят к сино-кавказской гипотетической макросемье языков). Ж. Фюсман не исключал, что кхароштхи (или брахми) могло использоваться для генетически изолированного языка бурушаски (самоназвание burušo), который сохранился сейчас в местностях Хунза (Канджут), Нагар (Нагир) и Ясин на севере Кашмира, оккупированного Пакистаном. Отдельные фрагменты на языке бружа, в котором можно усмотреть ранний бурушаски, пока не отождествлены.

Предков кафиров (нуристанцев) связывают с легендарными камбоджами санскритских текстов (сравните нуристанские топонимы k'om / kāmozi). Есть предположение, что прозвище кафиры (от арабского неверные) связано с санскритским названием области kapiśa (сравните современное название самой маленько провинции Афганистана, где живут нуристанцы, – Каписа). В 2001 в Афганистане создана отдельная провинция Нуристан. Единственный известный нуристанец – министр по делам национальностей Афганистана в 1987-89 М.А. Шурмач.

В дардских языках зачастую наблюдается перестановка звука 'r' (метатеза Vr > rV): priyadarshi > priyadrashi (один из титулов императора Ашоки), dharma > dhrama, karma > krama, dirgha > driga (в языке калаша 'длинный'), durbala > drubalu (в языке палула 'слабый'), daridra > drolid (в кашмири 'истощенный').

Кашмир в 3 в. до н.э. входил в состав государства Маурьев; в 1-2 вв. – в Кушанское царство. В 6-11 вв. Кашмир –  одно из важнейших государств Индии, но уже к 15 в. он теряет независимость под натиском арабо-персидской (завоевания императора Акбара с 1586). Считается, что с этого момента письмо кашмири постепенно сдает позиции арабскому алфавиту. Хотя еще в 14 в. усилиями шейха Мир Саида Али Хамадани ислам стал доминировать в Кашмире.

В 1756 Кашмир отошел к воинственным афганцам, а в 1819 – к сикхам. В 1846 англичане отвоевали Кашмир у сикхов, но сохранили полувасальную власть местного князя (махараджи) Галоба Сингха, являвшегося сикхским ренегатом. С 1925 Кашмиром правил Хари Сингх Бахадур.

В 1947 британский парламент принял Акт о независимости Индии, в соответствии с которым из бывших британских территорий в Индии образовывались два новых государства – Индийский Союз и Доминион Пакистан, – а бывшие туземные княжества должны были решить, присоединиться к кому-нибудь из них, или остаться независимыми. Изначально Хари Сингх желал, чтобы его княжество осталось независимым государством, однако большинство населения было мусульманским, и в октябре 1947 мусульманские войска в Гилгите взбунтовались, требуя присоединения к Пакистану. Хари Сингх запросил помощи у Индийского Союза, но Индия соглашалась предоставить помощь только в обмен на вхождение княжества в ее состав. В 1947 Хари Сингх подписал договор о вхождении княжества Джамму и Кашмир в состав Индии, однако это не было признано Пакистаном, считавшим, что присоединение было совершено против воли большинства населения. Так начался продолжающийся до сих пор Кашмирский конфликт.

В наши дни кашмири (шарада), подобно невари, ронг и манипури представляет собой маргинальное или латентное явление. Современный кашмири и недавно получившие письменность кховар, майян, шина и пашаи пользуются арабским алфавитом в разных модификациях.

Тяготение языка, кашмири к урду, а также исламский фактор, не позволили создать национальный алфавит, который бы передавал тоновые противопоставления согласных и специфические гласные.

Несмотря на успешное использование в 19 – нач. 20 вв. шарады и латиницы, они были отвергнуты после разделения Индии на два государства: исламского и индуистского. Работа по созданию периодики на кашмири в 50-е гг. прекратилась не в последнюю очередь из-за того, что арабский алфавит плохо передавал сложную фонологию этого языка.

Сравнение североиндийских алфавитов:

1 – кашмири (шарада);

2 – такри (чамбеали);

3 – гурмукхи:

4 – деванагари.

 

Интересно, что у дардов калаша (самоназвание kaĺaśa; ок. 3 тыс. чел. в в округе Читрал пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва) до сих пор сохраняется древние языческие верования (т.н. гиндукушская религия), близкая ведийской мифологии ариев и нуристанцев. Эти племена обосновались в труднодоступных долинах бассейнов рек Кунар (Читрал) и Алинагар (притоки р. Кабул) к югу от Гиндукушского хребта. В последнее время калаши получили широкую известность не только благодаря уникальной религии, но и обычным для этого народа светлым волосам и глазам, что в древности порождало у равнинных народов легенды калашах как о потомках воинов Александра Македонского, а иногда трактуется как наследие «нордической расы» и показатель особой близости калашей европейцам.

В 1896 афганский эмир Абдуррахман провел насильственную исламизацию нуристанцев. Сохранившие старую веру бежали в Британскую Индию, где ассимилировали некоторые дардские племена.

В 1980 разработана калашская письменность на основе арабской графики, но с 2000 большее распространение получил алфавит на латинице. В 2003 издан букварь «Kaĺaśa Alibe».

В «Ниламате Пуране» сказано, что название Кашмирпроисходит от слов kа «вода» и śimīra «высушить»  и означает «Высушенная вода»). Другая теория предполагает, что Кашмир является сокращением от Кашьяпа-мир  (Кашьяпмир или Кашьяпмеру), что означает «море Кашьяпы» и «гора Кашьяпы». По легенде мудрец Кашьяпа (санскр. śyapa; пали Kassapa), ученик Будды Шакьмуни,  осушил озеро Сатисар на месте нынешней Кашмирской долины. В исторической кашмирской хронике  «Раджатарангини», написанной Калханой в 12 в., также сказано, что на месте Кашмирской долины было озеро. Оно  было осушено великим риши Кашьяпой (сыном Маричи, сыном Брахмы), который прорезал проход в горах у Барамуллы (Вараха-мула).

Греки называл Кашмир Kasperia.

Названия современных городов Пакистана и Афганистана восходят к индийским языкам: Кандагар < Гандхара, Пешавар < Пурушапур.
 

 

 

 

 


Лит.:
Дирингер; Лоукотка; Кашмирский язык // Языки Азии и Африки, т. 2, М., 1978; Захарьин Б.А., Эдельман Д.И., Язык кашмири, М., 1971; Эдельман Д. Дардские языки, М., 1965; Кашмири // ЛЭС; Кашмирская литература // КЛЭ; Пуляркин В.А., Кашмир; Йеттмар К., Религии Гиндукуша, М., 1986.

Ссылки:
История письма кашмири


 

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2011

Hosted by uCoz