На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Восточнохристианские письмена

Быть православным - не обязательно писать по-гречески или по-русски

 

Восточнохристианские (ориентальные) письменности – конгломерат письменностей разного системного (от консонантного до алфавитного и буквенно-слогового) и генетического (западно-, южно-семитского, греческого и индийского) происхождения, связанных общей темой - вос­точным христианством. Прародина христианс­тва (которое имело восточные корни) не ог­раничивается рамками античности. Еще в кни­ге «Закат Европы» О. Шпенглер призывал бо­лее внимательно подходить к периферии христианской Эйкумены. Рели­гиозный фактор является стержневым в письменной культуре народов Европы, но несамодовлеющим для восточного Средиземноморья. В бо­льшинстве своем письменная культура Востока возникла задолго до установления христианства. Христианство придало ориентальным пи­сьменностям лишь специфическую окраску. В отличие от католичества или ислама, где все письменности сводятся в каждом примере к одной обладающей сакральностью графике (латинской и арабской), в восточном христианстве такой централизации достигнуто не было. Структура восточно-христианских церквей отразилась на «автокефалъности» каждого этноконфессионального алфавита (см. Рис. 2).

При всей огромной роли греческого языка, он не стал подобно латыни языком богослужения. Почти во всех восточнохристианских церквях был свой язык культа, древний на столько, что в быту уже давно не использовался (сирийский и коптский у арабов-христиан, старо­славянский у южных и восточных славян, грабар вытеснен новоармянским ашхарабаром, древнегрузинский - новогрузинским, геэз - эфиосемитским языком амаринья). Многие восточно-христианские церкви вобрали в себя реликты старых верований Древнего Египта и Вавилона.

Увязнув в споре о филокве (исходит ли святой дух от Бога-сына?), христианство в 1054 раско­лолось на католичество и православие. И если западное христианство оставалось в целом монолитным до периода Реформации, на Востоке воз­никло несколько центров со своими обрядовыми особенностями.

Антиохия (современная Антакья в Турции), 1 в. - вот­чина сирийцев. Антиохийские обряды, оказавшие влияние на церкви Грузии и Малабара, известны в нескольких вариантах - западносирийском (Яковитское письмо), восточносирийском (Несторианское письмо), мелькитском (истинноправославном), маронитском и малабарском. С 14 в. резиденция антиохийского патриарха находится в Дамаске. Влияние христиан-сирийцев простиралось и далеко на Запад. Обособленность ирландской (кульдейской) церкви и ее письменной культуры, возможно, найдет объяснение контактами с сирий­скими миссионерами.

Александрия, построенная на месте Ракотиса, в 1-2 в. ста­ла родиной монашества. Со временем былая мощь Александрийской церкви неуклонно угасала. Тем не менее, в наши дни ей удалось привлечь на свою сторону часть населения Кении (нилотов кикуйю и лухья). Примечательно, что православие в Африке двигалось вверх по течению Нила - от Египта и Нубии до Южного Судана и Аксума. Объект христианизации здесь, как правило, нилоты.

Эдесса (современная Урфа в Турции), 2 в.

Иерусалим, 4 в., где христианская церковь была по леген­де основана самим Христом.

Кесария Каппадокийская, откуда христианство проникает в Армению. Армянский царь Трдат III утвердил новую веру раньше и решительнее императора Константина в Риме.

Поначалу было три христианские митрополии - Рим, Александрия и Антиохия. К 4 в. добавляются Иерусалим и Константинополь. После того, как города-космополиты Александрия и Антиохия были объяты ересями, возвысился Константинополь (ныне Стамбул). Захват в 1453 Константинополя турками (другие восточнохристианские центры были захвачены арабами еще раньше) ослабил влияние Вселенского патриарха, доныне пребывающего в этом городе. И сейчас он формально считается 15-ю православными церквами «первым среди равных». Константинопольский патриархат выпускает журнал на гре­ческом языке Όρθοδοξία (Православие).

Этнограмма. Восточно-христианские письмена

Письменности западного христианства организованы по принципу парадигмы (вершина - латинское письмо, ниже его варианты для национальных языков). Восточнохристианские же алфавиты - это своеобразная синтагма, где греческое письмо занимает почет­ное, но отнюдь не главное место. Греческая графика могла браться за основу (как в кириллице, готском, коптском и нубийском алфавитах), ему могли подражать (как в кавказских письменах), могло быть и косвенное влияние (форма букв и направление строк в эфиопском письме, наличие огласовок в виде маленьких греческих графем в яковитском алфавите).

Если в вопросах веры на Западе преобладали центростремительные процессы, то на Востоке - центробежные (несмотря на, казалось бы, территориальную целостность). Камнем преткновения становится спор о природе Христа. Монофизиты (армяне, копты, нубийцы, яковиты и эфиопы) считали Иисуса Богом. Несториане и малабарцы наоборот - совершенным человеком. В Ливане сохранилась и компромиссная группа монофелитов, иначе маронитов, которые признают двойную природу Христа, но утверждают единую волю. (До сих пор в Ливане президентом избирается только маронит). Ереси манихеев (см. Манихейское письмо) и ариан (см. Готское письмо) окончательно канули в Лету. А вот околохристианская секта мандеев (см. Мандейское письмо) дожила до наших дней.

Сирийцы, ведомые апостолом Фомой (Мар Томой), простерли свою длань и на Малабарский берег (ныне штат Керала в Южной Индии). Раньше малабарские христиане были несторианами, но позже приняли яковитский обряд. Большая их часть заключила унию с Ватиканом.

В соприкосновении с ортодоксией появились и синкретические исламские учения с элементами христианства. Например, нусайриты из Латакии (в Сирии они составляют восьмую часть населе­ния), ахл-и-хакк, или алехагги (курды-заза в Турции), исмаилиты в Бадахшане и отчасти друзы в Леванте и ахмадие в Пакистане.

Восточно-Римская империя устояла при нашествии языческих германских племен, но пала под натиском ислама. К 17 в. уже не было ни одного независимого восточнохристианского государства кроме России, Черногории и Эфиопии. Исламские правители, покорившие Византию, искусственно углубляли противоречия между православными церквями, поддерживая маргинальные течения, например, несторианство и монофизитство.

Феномен России следует рассматривать как позднюю восточнохрис-тианскую империю, северную периферию исчезнувшей Византии, пре­тендующую именоваться Третьим Римом. Беда только, что прирастала Россия не вдоль, а вширь. Южное наследие Константинополя оказалось слишком далеко от ее границ. И хотя Армения, Грузия и отчасти Балканы и даже Эфиопия попали в сферу ее влияния, доми­нирующий статус за Московской патриархией никогда не признавал­ся. Однако идея воссоздания новой империи Великого Востока, ка­жется, неистребима. 

Между тем, Россия по своему потенциалу выглядит гигантом по сравнению с другими восточно-христианскими образованиями. На рисунке показано сколь огромно инерционное поле кириллицы. В этом парадокс России, что на бесплодном маргинальном фоне восточного христианства успешно развивалась и проявляла недюжинные способности к выживанию именно Русь. Остальные восточнохристианские филии выглядят древней чудью, пытающейся встать на ходули давно минувшей истории. После Византии были только две империи - Рос­сия (до 1917) и Эфиопия (до 1974) - северный и южный форпосты древнего христианства.

Россия, как «сверхгосударство» соперничает с католичеством (буквально «со всем миром») как со «сверхрелигией». Борьба идет на разных уровнях веросознания, поэтому она непреходяща. Будто бы икона спорит с органом. Убойная государственная мощь России – это воздаяние за слезы Византии, скинутой в море. Хотя злые язы­ки говорят, что Россия выбирала не между Грецией и Римом, а между Францией и Ассирией.

Восточно-христианская культура трепетно относится к национальным языкам и оригинальным письменностям. Это главное отличие от католичества. С 5 в. Библия переводится на языки, отличные от греческого. Вместе с тем, Запад преуспел в развитии светской литературы и в логических науках. Филологическая мысль Востока древна, но застойна (форма эфиопских букв не менялась на протяжении тысячелетия). Только в России эти процессы получили дина­мику (см. Русское письмо). По меткому выражению поэта О. Ман­дельштама, самое дорогое сокровище русской культуры - это национальный язык, на силе которого замешаны все архетипы русского самосознания.

Рассуждая о судьбах восточного христианства, не стоит сбрасывать со счетов спорадические анклавы сильно разошедшихся и амбициозных карликовых потомков Византии. Может они - та цепь из камней, по которым суждено пройти новой некоранической империи Востока.

 


Лит.:
Европейская языковедческая традиция // Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990; Православие // Народы и религии мира, М., 1999; История Византии, М., 1967; Конрад Н.Й., Запад и Восток. Статьи, М., 1972; От берегов Босфора до бе­регов Евфрата. Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э., М., 1994; Мандельштам О.Э., О природе слова // Стихотворения, Екатеринбург, 1998.

 

 

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz