На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Письменности современного мира

Письменность государств | Китайские иероглифы | Оригинальные письменности
Письменности автономий  
Письменности культа | Христианство | Зороастризм | Ислам | Индуизм | Буддизм | Сикхизм | Иудаизм |  Конфуцианство
Реликтовые письмена

На Земле существует от 2500 до 5000 языков, из которых лишь чуть более 100 имеют письменность и литературу. В разное время в мире возникали около 140 оригинальных письменностей, но только где-то порядка 40 дожили до наших дней.

В кон. 20 в. на планете образовалось 196 государств, однако лишь в 22-х из них официально пользуются оригинальными письменами (еще в 12-и странах самобытные алфавиты применяются в местных автономиях; кроме того, 25 письменностей носят культовый характер).

Письменность государств.
На сегодняшний день самым распространенным письмом является латиница (около 40% от населения земного шара). Распространена она в Америке, Австралии, Черной Африке, Западной Европе, а также в таких крупных государствах, как Турция, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения, Индонезия, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. Английской, испанской, индонезийской, португальской, немецкой, французской и итальянской латиницами пользуются от 420 до 70 млн. (1985 г.; в порядке убывания). Единственный язык семитской группы, обслуживаемый латинским алфавитом, – это мальтийский (0,2 млн. чел.). Латиница у хауса называется «боко», у тагалов – «абакада», у татар – «яналиф».

Площадь государств, где пишут латиницей, составляет почти 60% всей суши. Единственные христианские страны Азии – Филиппины, Восточный Тимор (Timor Loresae) и Кипр (две первые католические). Существенна доля христиан в Южной Корее (44%) и Ливане (39%).

Китайские иероглифы применяют свыше 1 млрд. чел. (почти четверть населения Земли) в основном в КНР, а также на Тайване, в Сингапуре (наряду с латиницей и индийским письмом) и отчасти в Южной Корее и Японии (наряду с оригинальными силлабариями).

Немногим меньше пользуются разными вариантами индийского письма в 9 странах мира: в Индии (751), Бангладеш (101), Таиланде (51), Бирме (37), Непале (17), Шри-Ланке (16), Камбодже (7), Лаосе (4) и Бутане (1).
Без малого 7% населения Земли пишут по-арабски. Это 18 арабских стран (Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис) и 6 других государств: Афганистан, Джибути (наряду с латиницей), Иран, Коморские острова, Пакистан и Сомали (наряду с латиницей). Среди них наиболее крупные Пакистан, Египет, Иран (98-45). Арабское письмо (алифба) по числу стран, где оно является официальным, находится на втором месте после латиницы.
На третьем месте – кириллица: 5,5% человечества пользуется азбукой. Государства, где она узаконена, – Россия (145) Украина (51), Сербия и Черногория (11), Белоруссия (10), Болгария (9), Македония (2), а также Казахстан (16), Таджикистан (5), Киргизия (4) и Монголия (2). Более 18 % суши занимают кириллические страны; это второй показатель после латиницы.

Чуть более 4% землян пишут оригинальными письменами «затемненной этимологии». Они проживают в 10 государствах: Южной Корее (45; наряду с китайскими иероглифами), Эфиопии и Эритрее (36), КНДР (20), Греции и Кипре (10), Грузии (5), Израиле (4), Армении (3), Ирландии (3; наряду со стандартной латиницей) и на Мальдивах (0,2; наряду с арабским письмом). Эти страны занимают всего менее 2% поверхности Земли.

Письменность автономий.
В некоторых многонациональных государствах созданы автономии, где этнические меньшинства пользуются письмо, отличным от государственного. Такие автономии могут быть весьма внушительных размеров, как, например, в Индии: телугу (63), тамилы (55), гуджаратцы (46), орийцы (20) и панджабцы (20). Индийская графика официальна и в провинциях Китая: тибетское письмо (4,8) в Сицзане и более мелких автономиях, разновидности тайских силлабариев в Юньнан (0,9; автономные округи Сишуанбаньна и Дэхун, автономный уезд Синьпин).
В КНР в автономном районе Внутренняя Монголии титульным является монгольское вертикальное письмо (5,2). Его ойратская модификация (0,02) в основном функционирует в карликовых национальных образованиях Синьцзяна (Баинголь, Тарбагатай, Хобуджар). В этой же стране корейское письмо (2) функционирует в Яньбянь–корейском автономном округе провинции Гирин.

Оригинальными силлабариями, восходящими к пиктограммам пользуются в Китае ицзу (6,9) Ляншань-и Хунхэ-иского автономных округов провинций Сычуань и Юньнань. На пути к признанию стоит пиктографическо-слоговое письмо горцев наси тех же провинций.

Бывает, что и латинское письмо выступает в роли «графического меньшинства». В КНР этот алфавит узаконен в Гуанси-Чжуанском автономном районе (16). Латиница также рекомендована китайским таджикам (точнее: памирским народам - шугнанам, ваханцам и сарыкольцам) в районе Ташкоргана (Taxkorgan) и некоторым другим малым народам (мяо, наси, ицзу).

Аналогичная ситуация ив Бирме (Мьянме), где латинский абецедарий введен для языков национальных областей этого союзного государства: Чин (0,9), Качин (0,8), Кая (0,2). Латиница также служит народам северо-западных штатов Индии: Аруначал-прадеш (0,9), Нагаленд (0,9), Мегхалая (0,8), а также никобарцам (0,03) штата Андаманские и Никобарские острова. Алфавиты на латинской основе разработаны для некоторых нилотских языков: крупнейший-динка, или тонгдженг стал лингва-франкой Южного Судана (с 1956 вытесняется арабским, несмотря на борьбу нилотов за автономию).

Курды Сирии (0,7) с 1931 пишут латиницей, а в Ираке курдская латиница (4) официальное письмо наряду с арабицей; в 1970 там был создан автономный район. Берберское племя кабилов (4,5) на севере Алжира (в районе прибрежных городов Беджая и Сетиф) используют с 1980 латинский алфавит. В Югославии в автономном крае Косово латиницей пользуются албанцы (1,9), а в Воеводине – венгры (0,4). Все идет к тому, что латинское письмо у албанцев Македонии (0,5) приобретет официальный статус. Латиница бытует и в непризнанном государстве Турецкая республика Северного Кипра (0,14). В конце 80-х годов латинское письмо было разработано для карельского языка (0,1), а также для вепсов (0,009; Карелия, Ленинградская и Вологодская области) и ижорцев (ок. 300 чел.; Ленинградская обл.) России. Готовятся перевести национальную графику на латиницу и татары (1,8) Татарстана. Некоторое время 1991-2000 латиница поддерживалась сепаратистскими властями Чечни (Ичкерии). В Республике Крым (Украина) практически официальный статус латиницы, созданной для крымско-татарского языка. Близкородственный гагаузский язык (0,2) в Молдавии, где недавно была создана автономия Гагауз-Ери, с 1996 обслуживается также тюркской латиницей.

Редкое явление-кириллица, как письмо национальной автономии. В Боснии и Герцеговине сербы (1,4) Республики Српской обладают широкой автономией. А вот живущие в Греции македонцы (0,2) вовсю эллинизируются. В Грузии особыми вариантами кириллицы пользуются в Абхазии (0,1) и Южной Осетии (0,06). Кириллица оставлена властями для молдавского языка в непризнанном государстве Приднестровье (Транснистрэ). В Словакии, в г. Прешов действует кафедра изучения языка русин (разновидность украинской азбуки).

Правами регионального письма наделен арабский алфавит в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая среди уйгуров (7,5) и в провинции Индии Джамму и Кашмир у кашмирцев (4). Арабское письмо (наряду с оригинальным силлабарием тана и малаялам) используется в другом индийском штате Лакшадвип (ލަކްޝަދީބު) мальдивцами (0,05), проживающими в основном на о. Миникой (Малику). Вариант мальдивского языка (дивехи), используемого на этом острове называется махл, или махал, («малику баса»). С 1950 махл параллельно обслуживается силлабарием деванагари.

Использование оригинальных письмен «темной этимологии» на региональном уровне неустойчиво: такого рода факты противоречивы и неоднозначны, как в случае с горцами ицзу и наси в Китае или армянским письмом в азербайджанском Нагорном Карабахе (0,2) и грузинском Ахалкалакском районе (0,4).

Письменность культа.
Последователей христианства в современном мире 1955 млн. чел. (это около 34% всего населения мира. Сопутствующее письмо католичества и протестантизма – латиница. А вот священные книги православия, как правило, записаны греческим письмом. Именно так обстоят дела в Элладской автокефальной церкви (10), Константинопольской (3; основная масса прихожан живет в США), Александрийской (0,7; подавляющее число последователей – негры кикуйю и лухья в Кении), Антиохийской (0,7; арабы Сирии и Ливана), Кипрской (0,5), Албанской (0,3), Иерусалимской (0,1; арабы Палестины).

Кириллицу, как сакральное письмо культа, используют в Русской православной церкви (110), Румынской (20; несмотря, что светский алфавит – латинский), Сербской (9,9), Болгарской (6), а также Православной церковью в Америке (1; есть последователи среди эскимосов, тлинкитов и тайнана Аляски), Польской православной церковью (0,8; в основном белорусы, украинцы), Православной церковью Чешских земель и Словакии (0,1). Значительна доля православных в Казахстане (4), Узбекистане (0,9) и Киргизии (0, 4).

До 1950 и в последующие годы угловатый извод глаголицы применяли хорваты греко-католических обрядов (0,2) в Истрии, на Крке и в Далмации. Округлая глаголица не забыта в Болгарии: она замечена на юбилейных монетах и медалях. Православные грузины (3,3) в культе применяют особый извод древнего письма (мргловани и хуцури). Среди христиан немало монофизитов. Помимо армян (7) последователи Армянской апостольской церкви – часть азербайджанских удин (село Нидж) и татов (села Матраса и Кильвар), цыгане боша в Армении. В культе они используют древнеармянский язык грабар (в отличие от светского ашхарабара).

Модифицированное греческое письмо используют копты Египта (8) и Судана (0,1). К монофизитам примыкает Эфиопская православная церковь (22). Здесь языком культа принят геэз, а сакральным письмом – староэфиопекий силлабарий, в котором на 12 букв меньше, чем в амхарском. В эфиопскую Библию включены апокрифы «Книга Юбилеев/Малая книга Бытия», «Книга Еноха», «Вознесение Исайи», «Книга Баруха, или Паралипомены Иеремии», «Апокалипсис Ездры» и «Пастырь Гермы».

Особой разновидностью сирийского письма в своих обрядах пользуются монофизиты Сирии, или яковиты (0,2) и монофелиты Ливана, иначе марониты (1), являющейся ведущей этноконфессиональной группой этой страны.

Специфичная ветвь восточной ортодоксии – несторианства придерживаются ассирийцы (0,7), большей частью, обосновавшиеся в Ираке. Они пользуются вариантом сирийского письма. Отрекшиеся в 17 в. от несторианства в пользу яковитства сиро-малабарцы Южной Индии (1,7) используют в культе дравидо-сирийское или малаяльское письмо. Большая часть сиро-малабарцев (4) состоит в унии с католичеством.

До наших дней дожили некоторые околохристианские секты с гностическим уклоном-например, мандеи (0,005). Их священные тексты «Книга Адама», «Гинза/Сокровище», «Сидра-рабба/Великая Книга», «Сидра д'Яхья/Книга Иоанна», «Коласта/Литургии», «Сфар Малвасия/Книга Зодиака» и «Крещение Хибила Зиви» написаны оригинальным изводом сирийского письма.

От некогда могущественной религии зороастризма (маздаясна) уцелели лишь малочисленные, но влиятельные секты иранских гебров и гуджаратских парсов (всего 0,2). Их священные тексты («Авеста») записаны особым ирано арамейским полногласным алфавитом. Близка к зороастризму вера курдов-езидов (0,3), называющих себя «дасини» и обитающих преимущественно в Ираке. Особым езидским консонантным алфавитом записаны священные книги «Мисхефа Реш/Черная Книга» и «Китаб аль Джаива/Книга откровений). Часть курдов придерживается и других мистических культов (ахлехагги, канайи, шабаки, сарати).

Исламско-зороастрийский синкретизм характерен для исмаилитов (20). Компактно они живут в Бадахшане. Близки к исмаилизму маргинальные шиитские секты друзов (0,7) Сирии и Ливана, а также нусайритов, или алавитов (2) Латакии. Нусайриты в подражание Корану написали собственные скрижали «Китаб аль-Маджма» из 16 сур-глав. Курды-заза (15) придерживаются веры ахл-и-хакк, или али-илах.

Язданизм - условное название группы религиозных течений, распространенных среди курдов, которое, помимо езидства, включает алевизм, ахл-и хакк (али-илахи). Предполагается, что язданизм был основной религией курдов до их обращения в ислам в течение 10-16 вв. Большая часть приверженцев язданизма формально считаются мусульманами-шиитами.

Ахл-е Хакк (перс. اهلِ حقّ‎ «люди истины») или Ярсан (курд. Yâresân / یاڕه‌سان «сообщество друзей или возлюбленных»), известные также как Али-Илахи - религиозная группа шиитского мистико-гностического толка, основанная Султаном Сахаком в конце 14 в. Большинство членов этой группы являются южными курдами, проживающими преимущественно на западе Ирана (Загрос), а также на северо-востоке Ирака.

Значительная часть религиозной литературы Ахл-е Хакк написана на курдском диалекте горани. Канонического писания у секты не существует, но большим почтением пользуется «Книга сокровищ Пердивара» (Дафтар-е Хезана-йе Пердивар دفتر خزانهی پردیور), содержащая 26 мистических поэм («каламов»). Другое произведение - «Рассуждение о совершенстве» (Калам-е Саранджам کلام سرانجام) - повествует о легендарной истории Ахл-е Хакк.

Алевиты (тур. Aleviler, курд. Elewî) - субэтническая, религиозная и культурная община в Турции и Албании в количестве нескольких миллионов. Некоторые источники утверждают, что алевиты составляют до 30% населения Турции. Место религиозного поклонения алевитов - дом-джемеви (cemevi), а не мечеть. Церемония (âyîn-i cem) состоит из музыки и танцев (semah), символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе.

Второй по распространению религией после христианства является ислам (1126), что составляет около 19% всего населения мира. Ислам делится на два течения: суннизм (помимо «Корана» здесь почитают священное предание «Сунна») и шиизм (их версия Корана содержит добавочную суру «Два светила»; есть свое священное предание «Хабар»). Суннитов примерно в 5 раз больше, чем шиитов. Еще одна секта, очень пуританская, доминирует в Омане – это ибадиты (1). Они признают только «Коран», из которого даже исключена 12-я сура о любви Юсуфа к египтянке.

Исламские страны есть в Европе – это Албания, Босния и Герцеговина. Немало государств с существенной долей мусульман: Югославия (12%; Косово), Россия (9%; республики Северного Кавказа, кроме Осетии и Калмыкии; Башкирия и Татария), Франция (8%). Грузины Аджарии и Ингилойского района Азербайджана тоже мусульмане.

Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Нигер, Мали, Гвинея, Гамбия, Индонезия, Малайзия, Бруней, Сомали, являясь no-сути исламскими странами, пользуются, тем не менее, латиницей (Таджикистан и Киргизия пока довольствуются кириллицей. Чуть менее 50% мусульман есть в Казахстане, Нигерии (хауса), Танзании (суахили), Кот-д'Ивуаре, Чаде (канури), Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне, Эфиопии, Эритрее. У эфиопских харари, угандийских ганда, канури, суахили, сенегальских фула и волоф, дагомба Ганы, моси Буркина-Фасо, малинке и сусу Гвинеи, нубийцев Судана и мальгашей Мадагаскара еще в доколониальный период была письменность на основе арабицы (т.н. аджами).

Немалой является доля мусульман Индии (12%), Филиппин (8% – моро), Шри-Ланки (8% – мавры-ларакалла), Бирмы (4% – араканцы), Таиланда (4% – малайцы). Для китайских мусульман дунган-хуэй (8, 9) был создан Нинься-Хуэйский автономный район в КНР.

Единственные исламские страны, в которых государственными письменами считаются индийские варианты письма – это Бангладеш и, с оговорками, Мальдивы.

Секта ахмадие (Аджаман-и Ахмадие), обосновавшаяся в Пакистане (12) аппелирует как к исламу, так к христианству и индуизму.

У дардов калаша (самоназвание kaĺaśa; ок. 3 тыс. чел. в в округе Читрал пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва) до сих пор сохраняется древние языческие верования (т.н. гиндукушская религия), близкая ведийской мифологии ариев и нуристанцев. Эти племена обосновались в труднодоступных долинах бассейнов рек Кунар (Читрал) и Алинагар (притоки р. Кабул) к югу от Гиндукушского хребта. В последнее время калаши получили широкую известность не только благодаря уникальной религии, но и обычным для этого народа светлым волосам и глазам, что в древности порождало у равнинных народов легенды калашах как о потомках воинов Александра Македонского, а иногда трактуется как наследие «нордической расы» и показатель особой близости калашей европейцам.

В 1896 афганский эмир Абдуррахман провел насильственную исламизацию нуристанцев. Сохранившие старую веру бежали в Британскую Индию, где ассимилировали некоторые дардские племена.

В 1980 разработана калашская письменность на основе арабской графики, но с 2000 большее распространение получил алфавит на латинице. В 2003 издан букварь «Kaĺaśa Alibe».

Третьей религией по числу приверженцев является индуизм (индусамая). Индусы (793) составляют 14% населения Земли, а в Индии живет 4/5 всех индусов. Эта религия преобладает в Непале (98%), в Фиджи, Маврикие, Гайане индусов около половины, а в Бутане, Тринидаде и Тобаго, Суринаме, Сингапуре-в пределах четверти и, наконец, в Шри-Ланке и Бангладеш-порядка 15%. Незначительное число индусов живет в Малайзии (7%), ЮАР и Индонезии (по 2%), Бирме и Пакистане (по 1%). Приверженцы этой религии вне Индии – балийцы (4), цейлонские тамилы (2,5), чамы Вьетнама (0,1), яванские тенггеры (0,05). Сильное влияние индуизм оказал на культуру монов и кхмеров. Для неваров (0,5), пользующихся особыми силлабариями, характерен индусо-буддийский синкретизм. Священные тексты индусов (Веды, упанишады, пураны, эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна») записаны, как правило, санскритской графикой. Аналогичным силлабарием пользуются джайны (4,9), обосновавшиеся преимущественно в Махараштре. У джайнской секты дигамбаров сакральный язык – шаурасени (тексты Кунакунды и трактат «Таттвартхадхигама-сутра» его ученика Умасвати). Другая секта, шветамбары, использует в культе язык ардмагадхи (тексты «Поучения Махавиры», «Пувва/Первичное» – 14 лекций, собранные его учениками составляют 12 книг-ангов; этот канон носит название «Сидханта», или «Агама»). Неканоническая литература шветамбаров 2-14 вв. писалась на махараштри. Особо много джайнов среди маратхов (1,3).

Гораздо больше, чем джайнов на земном шаре буддистов (500). Последователи южной ветви этой религии, тхеравадины (124), составляют более трети всех буддистов. Тхеравадины доминируют в Таиланде, Бирме, Камбодже, Лаосе, Шри-Ланке; есть они и в Индии, Бангладеш, Вьетнаме и Китае. Некоторые горцы Бангладеш (чакма, могх, мру) исповедуют мистические формы Тхеравады. Священная книга южных буддистов «Типитака/Три корзины» записана письмом пали; только оно и используется в культе. Лишь в Бирме пали является и светским письмом.

Более половины всех буддистов – приверженцы Махаяны (Большой колесницы). Из всех государств они преобладают, пожалуй, лишь в Японии (58-80%; секта «Сингон»), Бутане (70%) и Вьетнаме (51%). В Южной Корее (28%) и Тайване (25-45%) число махаянистов невелико. Единого канонического письма Махаяны очевидно нет.

Число последователей Ваджраяны (Алмазной колесницы) 19 млн. чел. Одно из самых влиятельных и продуктивных течений буддизма – ламаизм (гелугпа). Ему следуют монголы (7,2), тибетцы (5,4), а также некоторые народы России: буряты (0,3), тувинцы (0,21) и калмыки (0,1). Для алтайцев и отчасти хакасов характерен бурханизм – смесь ламаизма и местного шаманства. Последователи гелугпы также ойраты (0,17), желтые уйгуры (0,01) и монгоры (0,2) КНР, а также малые народы Гималаев (лимбу, тхулунг, бантава, лепча, шерпа, таманг, гурунг, сунвар-жирель, часть балти и др.). Священные книги, многотомные «Ганджур» и «Данджур», записанные тибетским письмом, являются культовыми для всех ламаистов. Монгольские народы используют еще вертикальный алфавит, племена Непала – орнаментальную «ранджу», а сиккимские ронг-лепча модифицированную тибетскую скоропись.

Ламаистско-шаманских обрядов придерживается часть тибетцев, исповедую особую религию бонпо (их священные книги «Лубум» и «Зермиг» записаны на вымершем гималайском языке жангжунг). Похожим ритуалам томба (буквально «шаман») следуют наси КНР, чьи книги «Канона Томба» записаны пиктограммами «сэрцзе-лвэцзэ» и силлабограммами «гэба». Хранителями древних полуязыческих культов и письменностей были жрецы: биму и дэгу у ицзу КНР, дукун и дату у батаков Суматры, биссу у бугийцев Сулавеси, оджха у трипурцев, бабалаян у тагбануа и мангьян Филиппинских островов. Жрецы старинной религии у манипурцев тоже пользовались особым письмом (рукописи «Такхелгнамба» и «Самсокгнамба». Преимущественно ритуальный характер оригинальной письменности африканских народов (бамум, йоруба, менде, ваи, бете, лома, баса, кпеле, бамбара, малинке и др.).

Шаманского толка и национальная религия японцев синто («путь духов»), почитающая мифологические циклы «Кодзики» и «Нихонсёки». Синтоизм поддерживает развитие чисто японских систем письма – хираганы и катаканы.

Результат индусо-исламского взаимопроникновения – сикхизм (20). Лишь около трети пенджабцев предерживается этой религии (все они живут в Индии и пользуются силлабарием гурмукхи). Гурмукхи записана священная книга сикхов «Ади Грантх», или «Грантх Сахиб». В сикхизме есть секты: беди, нирмала, ниранкари, рамраи, удаси и др.

Иудаизм (яхадут) исповедуют евреи (14), большая часть которых живет в США и Израиле. Священные книги иудеев («Танах», тождественная Ветхому завету, «Талмуд» и мистические «Каббала» и «Зогар») записаны на иврите квадратным консонантным алфавитом. Последователи архаичной иудейской секты самаритян (500 чел.) близ г. Наблус пользуются особым алфавитом, напрямую восходящим к финикийскому. Караимы (0,02) – члены другого ответвления еврейства живут в основном в Израиле; в Крыму, Литве и в Западной Украине – это тюрки. Таты – горские евреи, или джухур (0,02), как и тюрки-караимы-наследники хазар. Иудаизма придерживается незначительная часть грузин-эбраули (0,04), бухарские евреи яхуди-исроил (0,03). Часть кушитов агау (0,4) в Эфиопии привержены ранним формам иудаизма фалаша и синкретическому иудео-языческому культу кемант. Ряд периферийных жидовствующих групп есть в Замбии, Либерии, Бирме, Индии, Японии, США. Среди русских есть секты субботников и геров. Из всех еврейских языков только для ладино (сефардского, худесмо, испано-еврейского) в последнее время используется латинское письмо при публикации газет в Израиле и с 1928 в Турции.

Письмо своеобразного религиозно-этического учения конфуцианства (жуцзяо) – конечно же, китайские иероглифы. Конфуцианский канон – «Шуцзин», «Шицзин» (Книги истории и песен), «Ли-цзи», «Юэцзин», «Ицзин», летопись «Чунь-цю» и высказывания Конфуция «Лунь-юй (Суждения и беседы»). Конфуцианство широко распространено в Китае, на Тайване, в Корее, Сингапуре. Число некитайских последователей этой религии 5 млн. чел. (это прежде всего корейцы).

Реликтовые письмена.
Появившаяся однажды письменность, у какого либо народа бесследно не исчезает. Она существует либо подпольно во времена гонений на национальную культуру, как у неваров (0,5 млн. чел.), маньчжуров (4); иногда, как напластование новых синкретических культов у игбо, карибских негров, чинов Бирмы; или, как пережиток древних верований: тагбануа (0,01), мангьян (0,03), манипурцы (1,4), мяо (8,5), яо (2,2), ваи (0,6), бугийцы, макассары, мандары и тораджи (всего 7,2), батаки (4,5), туареги (1,2), горские народы Южного Китая, Лаоса, Вьетнама, Бирмы, даяки Борнео. Реликтовые письмена могут сохраняться как альтернатива латинице и европейской цивилизации, например, у эскимосов Канады (0,03), индейцев-кри (0,002) и сомалийцев (7).

Эпоха Интернета и распространения Юникода подстегнула к возрождению некогда забытых письменностей. В Марокко полуофициальный статус получает т.н. неотифинаг. В Гвинее и в соседних странах среди мандеязычных народов широко внедряется искусственное письмо нко, созданное как калька с арабского.

 

 

 

Смотрите также

Грамматологический словарь | Письмо в свете научных теорий | Развитие теории письма
Все алфавиты мира
| У букв бывают имена | Шрифты в штатском и буквы в лаптях | Опыт неписания
Кириллица становится непрестижной
| Эволюционная пирамида почерков | Война письмен | Поэтика букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz