На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Андийская прародина басков

О некоторых обоюдных параллелях между баскским, дагестанскими языками и Арахау

Странное дело, после сопоставления естественного языка басков с плановым конлангом Арахау проявились их обоюдные параллели с некоторыми дагестанскими языками. Тем более интересно, что схожесть обнаружили наименее изученные языки и одни из самых высокогорных на Северном Кавказе, которые до сих пор остаются бесписьменными. 

Арахау-дагестанские параллели

Речь идет об андийских языках, не имеющих ничего общего с Андами в Южной Америке. Названы они так по селению Анди в юго-западном углу Дагестана. Андийцы называют себя андал или къIваннал, а свой язык соответственно къIваннал мицци. Общее число андийцев чуть более 20 тысячи человек. Их язык заметно отличается от других нахско-дагестанских (чечено-лезгинских) языков. В частности в андийском два родительных падежа (по некоторым данным, они являются своеобразными аналогами категорий органической и неорганической принадлежности в языках активного строя, которые распространены в основном среди индейцев Америки; вот те и нет ничего с Андами). Есть в этих языках квази-тоны: это, когда гласные различаются по напряженности голосовых связок.

Особое внимание привлекает годоберинский язык, названный так по селу Годобери (это аварское название села Риду, сами же годоберинцы называют себя «рибди-ди», что означает «рибдийцы»). Если этот язык сопоставлять с плановым полисинтетическим Арахау, то аналогия, прямо скажем, бросаются в глаза. То же самое можно сказать и о баскском языке. Например, специфическая система местоимений: третье лицо выражается с помощью указательного местоимения haw (для именного класса мужчин), которое дифференцировалось по степени удаленности от говорящего или слушающего: haw  этот (мужчина), близкий к  слушающему; huw этот, близкий к говорящему; hadaw этот, удаленный от слушающего; hudow этот, удаленный от говорящего; hew этот, расположенный ниже уровня говорящего; har эти, близкие к слушающему и т.д.

Подобная система существовала в америндских языках (например, в сиу), а также у басков: hau этот, hori тот ближний, hura тот далекий, hauek эти, horiek те, haiek те далекие. Надо сказать, что, видимо, баскский язык является причиной подобной специфики прономенов, сложившейся в испанском языке (правда, в усеченной парадигме), что является отклонением от индоевропейской модели: este этот, около говорящего; ese тот, около собеседника и aquel тот, равноудаленный от обоих говорящих. Интересно, что по некоторым данным (ссылка здесь) генно-молекулярные исследования обнаружили близкое родство даргинцев и чеченцев абазинам и испанцам.

Любопытно, что в языке Арахау третье лицо – вещь непринципиальная и имеет либо нулевой показатель перед глаголом, либо выражается при помощи полифункционального указательного местоимения ho-. Эта параллель с годоберинским haw и заставила заняться разысканием других лингвистических схождений. Кроме всего прочего как-то на глаза попало слово, похожее на «Арахау» – «арахинну». Оно оказалось андийским и означает глагол «открывать».

До сего момента были лишь совпадения, казавшиеся случайными. Например, el в Арахау означает подземелье (е – «небо», -l – логическое отрицание). В представлениях вайнахов (чеченцев и ингушей) Эл – это подземный мир, освещенный луной и наполненный черным холодным туманом, куда ведет лестница, свисающая с западного края земли. В этом царстве мертвых правит Эл-да (хозяин Эла), который сидит в высокой башне, сложенной из человечьих костей, вход в которую сторожит андрогинное косматое существо Ешап. У него девять глаз, столько же клыков, рук и ног.

Также можно вспомнить хозяйку царства мертвых Hel исландских мифов, которая живет во дворце Мокрая морось. Возможно, скандинавское название подземного мира является субстратным явлением. (О неиндоевропейских пластах германских языков – передвижение согласных, особое прошедшее время на –da, ударение на корневой слог и особые, т.н. «слабые» формы в склонении прилагательных Смотрите ссылку: Доиндоевропейский субстрат Европы).

S. Feist, Die Germanische und die hochdeutsche Lautverschiebung, „Paul und Braune Beiträge“, 26; Noch einmal zur germanischen und zur hochdeutschen  Lautverschiebung, „P.B.B“, 37, Indogermanen und Germanen; Braun Th, Die  Urbevölkerung Europas und die Herkunft d. Germanen, Leipzig 1922; Бубрих Д.В., О языковых следах финских тевтонов – Чуди («Язык и литература», I, Л., 1929 – о финской подоснове германских языков).

Если продолжить разговор о совпадениям в Арахау и андийском, то сравните хъwарди (андийский) и varf (Арахау; буквально «то, что делает рука») – «писать»; в-аца (андийский) «брат», аса (Арахау) «(близкие) люди» (буквально «человек и человек»); иуvur «молоко»; унса «бык» – uz «медведь» (буквально «огромное животное»); ц’аиgau «огонь» и похожие словообразования, обозначающие  «звезда» ццаиgauze (буквально «огонь в небе»); ихур «озеро» и ür «водность»; q’ируira «пшеница» (jiru – «корма, силос»; буквально «трава для животного»). Сравните примеры из ахвахского и арахау: ригоasarg «счет»; ракIваrbou «сердце». В цахурском языке ацIас – ‘знать’, в Арахау asa – ‘знание’ (ср. в абхазском а-цIара – ‘учиться’). В чеченском ах – ‘половина’, в адыгейском Iахь – ‘доля’, ‘часть’ (в Арахау aha – ‘половина’, ‘пол’).

Есть и структурные элементы, роднящие только Арахау и андийские языки. Например, уже упоминавшиеся квази-тоны (в Арахау напряженными гласными маркируется ирреальное время глагола) и развитая система именных классов. Наибольшее число именных классов (обозначаются согласными), которое доходит до 10 – в некоторых диалектах чеченского языка, в литературном чеченском их всего 6, а в бацбийском языке – 8. В Арахау 17 именных классов (обозначаются гласными), которые могут образовывать еще и подклассы. Семантику сверхродовой классификации (человек, животное, металлы, вода и т.д.) несут все гласные и дифтонги.

В Арахау есть дательно-творительный падеж, выполняющий функции транслатива. Так вот, в хваршинском языке (цезские языки) дательный и творительный падежи совпадают.

Только в Арахау и андийских языках[1] женский род маркируется форманом -j: hauj – эта (годоберинский), hoj – эта (Арахау). Объединяет эти два языка и особый статус R в словообразовании. Сравните: хъwарди «писать», хъwарди-р «писание» в андийском; a «человек», ar «человечество, гуманизм».

Среди других структурных схождений в Арахау и нахско-дагестанскими – обилие дифтонгов (возможность образовывать трехкомпнентные гласные – трифтонги) и количества гласных фонем. Например, в чеченском языке 32 гласных звуков без учета трифтонгов, а в Арахау – 34 (совпадение удивительное). Только в Арахау и чеченском одинаково звучат слова бык  и год (в арахау ur и uru; в чеченском сту и стокха в значении "прошлый год").

 

Баскско-дагестанские параллели

Поскольку определенные аналогии прослеживаются между Арахау и баскским языком (См. Арахау-баскская гипотеза) и Арахау и андийскими, то вполне логично предположить отдаленное родство, существовавшее между баскским и нахско-дагестанскими языками. Почему отдаленное? Да, потому что за редким исключением не совпадают парадигмы кавказских и баскских местоимений и числительных. Однако, в отличие от других кавказских языков, здесь не все так безнадежно.

 Местоимение я в андийском дин, а в баскском – ni, ты соответственно мин и hi. Баскское вы – zu находит, правда, неполное соответствие в хиналугском – зур. В числительных очень смутные параллели между баскским hogoi и аракульским (лакско-даргинская группа дагестанских языков) кьува (оба) – 20. Зато числительное 2 в некоторых диалектах баскского звучит то как bi, то как bi-ga. Сравните в андийском чIе-гу, где формант -гу является классификатором, непременным атрибутом дагестанских нумеративов.

Можно предположить, что причина сложностей сопоставления баскского языка с кавказскими кроется в том, что в баскском сохранились рудименты классов и классификаторов в виде застывших форм. Кроме того, очевидно, в баскском языке существуют сложные чередования согласных, мало напоминающие аналогичные процессы, например, в индоевропейских языках.

К слову сказать, сложные чередования имеются и в нахско-дагестанских языках. Сравните как различается название местоимения вы: зур в хиналугском, шу в чеченском, нуж в аварском, бисси-л в андийском, зу в лакском, хIу-шша в даргинском, кьун в лезгинском, учу в табасаранском. Любопытны форманты именных классов, которые восходят к четырем протоформам: *р>[д/й] класс неодушевленных предметов; *й>[р/з] класс женщин; *б>в класс животных; *ух>[в/й] класс мужчин. Это является примером чередований, о котором говорилось выше.

Баскский язык в разных диалектах звучит как euskera/eskuara. Интересно, что в ахвахском языке экIwa означает "человек".

Вот некоторые примеры баскско-дагестанских соответствий:

примеры

баскский язык

дагестанские языки

примечания

старый

zahar

б-ахар
(
б – класс животных)

годоберинский

волк

otso

б-ацIа

годоберинский

этот

hau

haw

годоберинский

не

ez

цо

чеченский

высокий

garai

гьирцIи

ботлихский

маленький

txiki

зукIу,
б-ачик’и (в значении «короткий»

ботлихский,
годоберинский

дом

etxe

иш

годоберинский

ночь

gau

зиу

годоберинский

день

egun

р-егъа

годоберинский

бык

zezen

унсо,
зини
(в значении «корова»

андийский,
годоберинский

красный

gorri

гьири

ахвахский

вы

zu

зур,
зу

хиналугский,
лакский

есть

jan

ами

годоберинский

дуб

haritz

ххари

годоберинский

мед

ezti

hун-сси

годоберинский

паук

armiarma

мусаххар

годоберинский

язык

mihi

миццI

андийский

огонь

su

ц’аи

годоберинский

звезда

izar

ссаи

годоберинский

черный

beltz

б-ечI-ер

годоберинский

белый

zuri

hац’а

годоберинский

человек

gizon

гьекIа

годоберинский

девушка

nezka

нускал (невеста), нуц (зять)
нуша
нуса

чеченский
ахвахский
ботлихский

снег

elur

лоа

ингушский

мальчик

multi

мачIи

чамалинский

хороший

on

чончи

андийский

вода

ur

ху

ботлихский

мясо

haragi

рикьи

ботлихский

баск

*eskua-

экIwa (в значении «человек»

ахвахский

ребенок

ume

има (в значении «мальчик»

годоберинский

Дагестан – периферия западно-азиатского треугольника древних цивилизаций, где сохранились языки глубокой архаики, родственные хурритскими и урартским. Спорадически возникали гипотезы об их родстве загадочным языкам Европы – баскскому и этрусскому. Эти языки вместе с сино-тибетскими и на-дене (Северная Америка) иногда объединяются в Яфетическую макросемью, противостоящую Ностратической (о новом варианте этой теории пишет в частности Вяч. Иванов).

Tot С. Ферри[2] находил соответствия легендарных и производных этнонимов Древней Италии с названием народностей современного Дагестана – агулы (город Агиллы в Этрурии), рутулы и т.д. На параллели этрусской и северокавказской лексики указывали Н. Марр[3] и В. Томсен[4].

Определенные параллели басков и дагестанцев есть и в мифологических пластах. Так, глава пантеона у цахуров – Гыниш[5], у рутулов – Йиниш, тогда как в баскском языке «бог» звучит Jainko. Любопытно одно из имен шайтана в дагестанских языках – Титу. Надо заметить, что Tit – одно из распространенных этрусских имен, обозначавшее, видимо, царя. Характерна и специфическая обувь с загнутыми носами, которая сохранилась в обиходе по сей день. Подозрительно похожая обувь изображалась на рисунках хеттов.

Что касается сравнения с искусственными языками, то уже делались предположения (Ссылка на англ. яз. здесь: Black Speach и здесь: Orkish and the Black Speech - base language for base purposes) о параллелях между урартским языком и т.н. «Черным наречьем», которое сочинил Дж. Р.Р. Толкин для культовой трилогии «Властелин колец». Можно предположить, что к кавказским языкам обнаружат «фиктивное родство» (неочевидные параллели между естественными и искусственными языками) язык Ифкуиль и язык, на котором говорил Ктулху. Странные фонетические аналогии с этрусским находят в эльюнди.

Напрашивается предположение, что, если идти по пути неприятия индоевропейской традиции лингвоконструирования, то существует достаточно большая вероятность прямиком попасть в объятия «яфетидов».

Андийские (дидойские) народы Дагестана: андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы населяют высокогорье Западного Дагестана. Вместе с цезскими народами (гинухами, гунзибцами, бежтинцами и хваршинами) составляют порядка 60 тысяч человек. Родственны аварцам.
Аваро-андо-цезские языки - группа языков, входящих в нахско-дагестансую ветвь кавказских (иберийско-кавказских) языков. Наиболее различаются андийский и чамалинский. Основная масса носителей андийских языком живет в самой высокогорной части Дагестана, в бассейне реки Андийское Койсу между андийским и Богосским хребтами. Западная административная граница между Дагестаном, Чечней и Грузией совпадает с этнической.
В 1 в. н.э. андийцев упоминал Плиний Старший. Они занимали обширную территорию вниз по течению реки Анидийское Койсу. Исламизированы лишь к 15 в. До 40-х годов ХХ в. сохранялись кровно-родственные объединения тухумы.
С 1 в. входили с востав политического объединения Дидо (Дидури), известное строительством сторожевых башен шеба.
С 6 в. упоминается аварское царство Серир, густонаселенное и хорошо укрепленное за счет многочисленности крепостей.


[1] Алексеев М.Е., Нахско-дагестанские языки. – Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Современное состояние и проблемы, М., 1981. Его же, Сравнительно-историческая морфология аваро-андийских языков, М., 1988.

[2] Ferri S., Opuscula/ Firenze, 1962.

[3] Марр Н.Я., Яфетический Кавказ и третий этнический элемент в созидании Средиземноморской культуры. – Избранные работы. Т.1, М.-Л., 1933.

[4] Thomsen V/ Remarques sur la parenté de la langue étrusque/ - Bulletin de l’Aca demie Royale des Scienceset des Lettres de Danmark. Kopenhagen, 1899.

[5] Давудов О.М., Культура Дагестана эпохи раннего железа, Махачкала, 1972. Дебиров Г.М., Дагестанские предания и суеверия. – Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа, в.4, Тифлис, 1884. Магомедов Р., Легенды и факты о Дагестане, Махачкала, 1969.


Смотреть все новости

 

Смотрите также:
Кавказ: этимология имени
Арахау-баскская гипотеза
Откуда в русском чеченские корни?
Фиктивное родство

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100  

 

Hosted by uCoz

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2016