Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Ваттелутту письмо

Древнейшее письмо джайнов

 

ВАТТЕЛУТТУ – слоговой алфавит, засвидетельствованный с 6 в., использовался до 14-м в. на территории современного индийских штатов Тамилнад, Керала и на северо-востоке Шри-Ланки. Позже вытеснен тамильским (தமிழ் அரிச்சுவடி tamiḻ ariccuvaṭi) и малаяльским силлабариями. Некоторые исследователи полагают, что ваттелуту было привнесено в Южную Индию в 4 в. до н.э. задолго до силлабария Ашоки брахми, появившегося здесь примерно в 250 г. до н.э. есть данные, что жители Куччавели, расположенный к северу от Тринкомали использовать сценарий ваттелутту в кон. 8 в. для наскальных надписей.

1 – транскрипция;

2 – тулу;

3 – ваттелуту.

 

Тамильское письмо занимает обособленное место в ряду индийских силлабариев. В отличие от других, оно сочетает в себе угловатость букв Севера и округлость графем Юга Индии. Сравните, например, остаточные явления матрики – верхнего горизонтального элемента – у некоторых бук (க, ச, ங, த и т.д.). Такая двуплановость тамили (сопоставьте такие сложные графемы как ஹ, ண, ன и такие примитивные как ப, ட, ர) дала повод некоторым. исследователям предположить сущест­вование в этом силлабарии некоего графического субстрата.

В 3 в. до н.э. на юге Индостана (в Декане) возникли тамильские царства Чола, Чера и Пандья соответственно со столицами Кавириппумпаттинам, Ваньджи и Мадура. Помимо собственно тамильского письма дравиды пользовались более древним и скорописным письмом ваттелуту, или ваттежутты (от тамильского வட்டெழுத்து vaṭṭeḻuttu «округлый почерк»). Это письмо, вероятно, изобрели последователи джайнизма. Считается, что именно на ваттелуту до 11 в. джайны записали все раннетамильские произведения. Оно было широко распространено среди тамилов и малаяльцев. Тамилы перестали им пользоваться после захвата правителями Чолы Мадурского царства.

Древнейшие литературные памятники дравидов – либо джайнистские, либо носят существенный отпечаток этого учения (например, тамильская «Повесть о браслете»). После становления индуизма большинство джайнистских памятников литературы 9-11 вв. было уничтожено. После разгрома Пандиев, вместе с джайнизмом было запрещено и ваттелуту (некоторое время оно было приспособлено для языка тулу).

До недавнего времени ваттелуту сохранялось только близ г. Коямпуттур; похожим на ваттелуту письмом пользовались дравиды тулу. Очевидно, графемы ваттелуту были заимствованы для обозначения целого ряда специфических ретрофлексных звуков, отсутствовавших в санскрите ṟ, ṉ, ḻ (ற, ன, ழ). Происхождение ваттелуту во многом остается не ясным, хотя лингвист Д. Дирингер намекает на возможное влияние со стороны сирийцев Малабара, первыми принесших в Индию христианство.

 

 

Надписи письмом ваттелутту:

1 – надпись на ваттелуту;

2 – часть жалованной грамоты евреям из Кочина, относимой Барнеллом к сер. 8 в., а Бюлером к 10-11 в.;

3 – надпись на ваттелуту.

Было также древние системы письма использовались для написания тамильского языка после второго века н.э. замене старшего Тамил-брахми сценарий на основе системы письма брахми. Это округлые формы письма была также использована в штате Керала, чтобы написать на тамильском языке, а также в прото-малаялам и малаялам языке. В настоящее время малаялам использует скрипт малаялам.
 

Надписи ваттелутту на камне и пластине:

1 – Надпись на ваттелутту, внизу изображения основателя джайнизма Махавиры в пещере Джайн в Ариттаппатти, Мадурай.

தமிழ்: மதுரை மாவட்டம் மேலூர் வட்டத்தில் உள்ள சமணர் குகை ஒன்றில் மகாவீரர் சிலைக்குக் கீழே அமைந்துள்ள கல்வெட்டின் நிழற்படம்

2 – Надпись на медной пластине из Tharisapalli (Tarsishapalli sasanangal) на территории индийского штата Керала. Относится ко времени правления короля Ayyanadikal Thiruvadikal, 849-825. Пластины дают информацию о прибытии несторианских монахов из Персии, во главе с Marwan S(abo)r Easho или Iso вместе с Mar Prodh.

 

Ваттелуту порождает целый ряд проблем. Наименование его на современном языке малаялам обозначает «круглый почерк»; возможно, оно было так названо в отличие от письма колелутту, или «царственного почерка», либо от обычного тамильского письма. Впрочем, можно предположить, что это наименование является чисто описательным, так как все буквы ваттелутту действительно круглые. Рассматриваемое письмо – идеальная скоропись. Все его буквы, может быть за одним лишь исключением, пишутся одним росчерком, слева направо; обычно они наклонены влево.

По мнению А. Барнелла, ваттелутту является исконно тамильским письмом и может быть также названо письмом Пандьев, «так как оно было распространено на всей территории государства Пандьев в его лучшую пору; некогда оно употреблялось во всех частях полуострова южнее Танджора, а также в южном Малабаре и Траванкоре, где оно известно и поныне, хотя его употребление очень ограничено, а формы букв более современны». Барнелл считал также, что этим письмом были написаны все раннетамильские произведения, но с 11 в., после завоевания владений Пандьев Чолами, оно постепенно было заменено тамильским, а около 15 в. оказалось совершенно вытеснено им. Впрочем, в Малабаре письмо ваттелутту продолжало широко употребляться индусами вплоть до конца 17 в., а в форме колелутту применялось индусскими властителями и позже: им они писали свои указы. Мопла (малабарские мусульмане), обитающие в окрестностях Телличерри и на островах, пользовались этим письмом вплоть до самого недавнего времени, пока его не заменил видоизмененный арабский алфавит.

Происхождение ваттелутту Барнелл возводит черев пехлеви к семитскому источнику. При этом Барнелл- рассматривает письмо южных надписей Ашоки и ваттелутту как «независимые один от другого примеры приспособления чужих письменностей к своему языку: в первом случае к санскриту, во втором – к дравидскому». Эта точка зрения была принята многими учеными, в том числе Рейнгольдом Хостом в его статье о тамилах в Британской энциклопедии, однако теперь она устарела.

Теория Барнелла, несомненно, остроумна, и сам автор, бесспорно, является крупнейшим авторитетом в области южноиндийской палеографии, однако данных, подтверждающих его теорию, слишком мало. Число сохранившихся надписей очень невелико, и относятся они, по-видимому, к сравнительно позднему времени. Самыми ранними из сохранившихся документов письма ваттелутту являются две дарственные в пользу евреев и сирийцев в Траванкоре. А. Барнелл датировал их 8I в., а Г. Бюлер полагал, что они относятся к 10-11 вв.

Поскольку в нашем распоряжении нет новых данных, более вероятной кажется точка зрения Бюлера, в соответствии с которой ваттелутту следует рассматривать как древнюю скорописную разновидность тамильского письма. Бюлер считает, что она могла употребляться уже в 7 в., но со временем была видоизменена под влиянием развивавшихся тамильского письма и письма грантха.

Надпись 11 в. на Башне Брихадисвара в Танджавуре.

 

 

 

 

 

 


Лит.:
Дирингер Д., Алфавит, М., 2004;

Ссылки:
 

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz