Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Кушитские письмена

Хамитская гипотеза происхождения египетской цивилизации

 

В Эфиопии более 100 народов. Издавна это государство называется Хабеш («смешение языков»);

Пирамиды Мероэ

 

от этого слова произошло другое наименование – Абиссиния. Топоним же Эфиопия берет начало от греческого Αιθιοπία – «страна опаленных солнцем» (кстати, само название Судан переводится с арабского, как أسود «быть черным»); эта часть земли считалась южным пределом Ойкумены, оппозицией легендарной Гипербореи.

Центр страны, Эфиопское нагорье, населяют негроиды эфиосемиты, говорящие на южнопериферийной группе семитских языков: амхара, тиграи, тигре (христиане); харари (мусульмане; вымирающем языке аргобба, вымершем гафат, а также гогот, мухер, маскан, эжа, чаха, гьето, эндегень-эннемор, соддо-кыстынинья. На языке гафат сохранились записи перевода отрывков из Библии,1773.

К более смуглой подрасе принадлежат кушиты (они составляют половину населения Эфиопии, а это свыше 30 этносов). Северная группа – бедауйе, или беджа (в основном живут в суданской провинции Кассала); центральная – агавские языки (агау); восточная – сидамо, хадия, камбатта, алаба, бурджи; афар-сахо, сомали, оромо; западная, или омотская группа.

Кушитские языки отличаются богатым и архаичным консонантизмом; они являются субстратом для всех эфиосемитов (для тигре менее всего, а для гураге – до 20% лексики – более всего).

Кушиты – коренные народы Африканского Рога. По одной из гипотез, Эфиопия – прародина всех семито-хамитских (афразийских) племен. К. Майнхоф выдвигал т.н. «хамитскую теорию». К хамитам он причислял нилотов, хауса, фула и готтентотов. Есть версия, что само название африканского континента произошло от кушитского этнонима «афар». Возможно, корни египетской цивилизации имеют негритяно-кушитскую природу. В сер. 3-2 тыс. до н.э. кушиты вступили в контакт с Древним Египтом. К этому времени относится упоминание государства Куш, народы которого (агау и беджа) участвовали в формировании Древнего Мероэ (см. Мероитское письмо) в 1 тыс. до н.э. В средние века беджа испытали влияние нубийской цивилизации (см. Нубийское письмо). У кушитов, особенно омотов, сложная кастовая система. По легенде, именно в Эфиопию (или Йемен) прилетала умирать и возрождаться птица Феникс (по-египетски Бену). Кушиты были известны египтянам как верблюдоводы блеммии, основавшие у южных границ Египта свое государство со столицей Талмис (она была разрушена в 543 нубийским царем).

Во времена Римской империи в Нубии (тогда она носила странное имя Тихимти) играют роль блеммии (Βλέμμυες), или, как их называли копты вальнемоуи, нобады, или нубы и мегабары, которых классики объединяют под именем эфиопов. Римляне представляли их себе чудовищами без головы и с глазами на груди, познакомившись с ними впервые лишь в 276-80. Диоклетиан не мог сдержать нового напора блеммиев на Египет.

Наиболее сильное влияние на кушитов оказал ислам (на агавские народы – иудаизм).

Узкую полоску на западной и северной границе Эфиопии населяют нилоты: ануак (по-эфиопски «нуро»), бурун, динка-нуэр, джикань, лоу; берта; кунама.

Текст на нубийском языке:

Эфиосемиты пользуются эфиопским письмом (хараре с 18 в. - арабским), кушиты – эфиопским, латинским, а также пиктографией очевидно местного происхождения (см. кафа). Нилоты пользуются арабским письмом и языком. Все народы Эфиопии усиленно амхари-зируются, обращаются в христианство, для некоторых языков вводится грамота на основе эфиопского письма. В 1974 в Аддис-Абебе (አዲስ፡አበባ) создается Академия амхарского языка (ранее – Академия языков Эфиопии). Амхара считается привилегированным этносом, остальные народы называются шанкала или бариас (рабы).

Оромо (галла) – крупнейший кушитский этнос Эфиопии, составляющий 40% населения страны. Свыше половины оромо (название народа происходит от имени первопредка Оромо) исповедуют ислам. Были известны мусульманские государства Уолло, Джимма, Лиму,Гума, Гома, Гера. Оромо преобладают в эфиопской армии. Этот этнос распространен дисперсно на востоке Эфиопии, и лишь в Лекемти и Горе оромо является языком большинства. Эфиопское письмо к языку оромо (с учетом 4-х смыслоразличительных тонов) было адаптировано в 1977. На оромо выходит периодика: с 1976 еженедельник «Берисса / Рассвет». Есть вероятность перехода на латиницу по примеру сомалийцев. Сепаратисты выступают за создание отдельного государства Оромия.

В 1956 поэт и исламский философ Шейх Бакри Сапало (Sheikh Bakri Sapaloo, имя при рождении Abubakar Garad Usman; 1895-1980) близ селения Hagi Qome в окрестностях г. Харар придумал оригинальную систему письма, которая только по структуре идентична эфиопской (пришлось увеличить количество рядов силлабограмм, поскольку амхара имеет только семь гласных в то время как оромо – 10). (Сапало – название реки близ Хараре, место земельных владений отца письмотворца). В 1965 году шейх Бакри был помещен под домашний арест в Дыре-Дауа, где он пишет свой самый большой литературный труд на изобретенной письменности – «Shalda», в котором с едким сарказмом высмеивается амхарское этническое самодержавие. Скончался Бакри в лагере беженцев в Сомали после установления социалистического режима.

Текст, записанный на адаптированном к оромо эфиопском силлабарии:

 

Каффа (кэфа, кафичо, самоназвание «гонга») – один из омотских (по названию р. Омо) языков, распространенный в провинции Кэфа на юго-западе Эфиопии (в языке фонологически релевантная геминация). Здесь впервые было культивировано кофе и одомашнена вивера. В средние века очаг высокой культуры был в Ынарья. В 17 в. каффа создали сильное феодальное государство во главе с обожествленным правителем. Известно 19 царей Каффы: первый Миндшо, а последний Гаки Шерочо в сер. 19 в. погиб в эфиопских застенках. Письменность на веляйта и каффа эфиопского типа. В государстве Каффа вероятно существовала оригинальная пиктографическая письменность, о которой упоминают некоторые путешественники.

Агау (агавские языки) – кушитская группа: кайла, авийя,куара, кемант, камир, камта, бого-билин. Агау обитают близ оз. Тана. В основном монофизиты, есть иудаисты фалаша ; вокруг горы Гондэр живут последователи закрытой синкретической (иудео-языческой) религии кемант. В 3-6 вв. к югу от плато Тыграй возникло княжество Агау, в 10 в. появилось княжество фалаша, в 12 в. упоминается Ласта. В связи с кризисом в Аксуме в 10-12 вв. власть в Эфиопии перешла к агау.

Особенности языка:
Кушитские языки отличаются богатым архаичным консонантизмом: характерны глоттализованные эйективы ḳ, реже ṗ, ṭ,
c̩, č̩, глоттализованные инъективы ḋ̩, церебрального ḍ, огубленных kw, gw, xw, ŋw, аффрикаты č, ǯ, палатализованные ñ, ларингалов ', h; в языке иракв есть латеральные ŝ̩, ĉ̩, в ряде языков – фарингалы ḥ, ʔ. В сомали, оромо, каффа значима геминация, в оромо, сахо, иракв – 4 тона, а в сомали и беджа (бедауйе) еще и ударение.

Структура глагольного корня CV, CVCC (в языке билин CVCVC), именного – CVC, CVCV. Крайне сложна именная и глагольная морфология.

В оромо и агау есть категория единичности: сахо bàsáltò луковица, bàsál лук. Специфична категория вербальных падежей, которые принимают причастия, деепричастия, инфинитивы и глаголы в придаточных предложениях (окончания заменяют подчинительные союзы): аунги desáw 'которого я учу', destáw 'которого ты учишь'; aqí-kw ŋənká домá человека, des-ákw ŋənká домá, где я учусь.
Характерное отличие кушитских языков – использование рематива, как грамматическое средство логической ударности в предложении (аналогичное средство известно в юкагирских и филиппинских языках).

 


Лит.:
В. Беляков, Африканские корни античности // Азия и Африка сегодня, 1997, №11;

Ссылки:
О. Бибер, Таинственная Каффа

Кушиты // Энциклопедия «Народы и религии мира (под ред В.А.Тишкова), М., 1999

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz