Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Кхароштхи

Ослиная грамота

 

КХАРОШТХИ (kharoṣṭhī) – буквенно-слоговое письмо индийского типа. Наряду с брахми является древнейшей письменностью Индии. Было в ходу с 5 в. до н.э. по 5 в. Первый известный письменный памятник – шахбазгархская наскальная надпись царя Ашоки (ок. 251 до н.э.) Известны также легенды на индобактрийских и индоскифских монетах (3 в. до н.э. – 1 в.). Большая часть текстов написана справа на лево, хотя в самых поздних документов встречается и правосторонне направление строк. Высказываются предположения, что к кхароштхи могут восходить т.н. иссыкские «руны».

Кхароштхи было распространено (в отличие от брахми) вне пределов собственно Индии – на северо-западе субконтинента (Гандхара, Таксила), Афганистан (Матхура) и в китайском Туркестане. Зона распространения кхароштхи приблизительно совпадает с границами Кушанской империи. Кхароштхи изначально было левосторонним письмом и лишь в более поздний период становится правосторонним. Оно обслуживало индийские пракрита (в отличие от санскрита разговорные индоарийские языки средневековья): например, нийя – смешанный северо-западный пракрит документов на кхароштхи из Восточного Туркестана (5-10 вв.); на этом языке написана важнейшая буддийская рукопись. Кхароштхи применялось также для бактрийского и хорезмийского языков.

Ж. Фюсман не исключал, что кхароштхи (или брахми) могло использоваться для генетически изолированного языка бурушаски (самоназвание burušo), который сохранился сейчас в местностях Хунза (Канджут), Нагар (Нагир) и Ясин на севере Кашмира, оккупированного Пакистаном. Отдельные фрагменты на языке бружа, в котором можно усмотреть ранний бурушаски, пока не отождествлены.

Возможно, знак sa из кхароштхи был заимствован для записи бактрийского языка, когда кушанский царь Канишка ввел букву Þ [š] «шо» в изобретенный им же греко-бактрийский алфавит. Этот знак, кстати сказать, напоминает букву  тхорн в англосаксонской и исландской письменности.

Кхароштхи имеет две основные разновидности – это монументальное письмо и так называемая скоропись, вихляющиеся буквы которой весьма трудночитаемы. В целом же это письмо не было создано для высечения надписей на камне, оно выполняло функции общеупотребительного беглого письма, письма торговцев и каллиграфов. Существует несколько мнений относительно самого названия этого письма. По одной из версий «кхароштхи» переводится как «ослиная губа» и означает прозвище изобретателя силлабария, либо как «ослиная шкура», из чего делался вывод, что этим письмом писали в основном на ослиных шкурах. По другой версии «кхароштхи» – это искаженное название алфавита «кашгари» (г. Кашгар, что в современном Китае, считается предполагаемым местом зарождения этого письма).

Кхароштхи также как и брахми и эфиопское письмо относится к так называемому подвиду трансформативных силлабариев. Слоговая графема формируется здесь путем добавления к основному знаку (знаку для согласного) огласовок (знаков для гласных). Причем огласовки несопоставимо малы по сравнению с основными знаками и образуют вместе с ними лигатуру-слог. Под воздействием огласовок сам основной знак может трансформироваться.

Более позднее индийское письмо деванагари относится к другой разновидности слоговых систем (огласовки там приобретают более самостоятельное значение и в большинстве случаев не влияют на форму основного знака).

Схожесть структур брахми и кхароштхи, тем не менее, не позволяет говорить об их генетическом родстве. Вероятно эти два силлабария восходят к разным прототипам (сравните, однако, похожую систему огласовок в обеих письменностях).

В кхароштхи знаков для согласных несколько больше, чем в брахми. Здесь представлены пары букв для твердых и мягких согласных (как, например, в дардском языке кашмири): р-p', v-v', g-g' и т.д. Но знаки для долгих гласных (кроме а) обычно не отмечаются.

                 

Относительно происхождения письма кхароштхи можно сказать, что его левосторонность и некоторые формы букв выдают в нем семитское (арамейское) влияние через посредство персидских канцелярий (см. Пехлеви). Интересно, что обозначение цифр поразительным образом похоже на пальмирские (10 – Ɔ, 20 – 3).

Важно также отметить, что первые сведения о кхароштхи появляются в связи с так называемым эллинистическим влиянием (походы Александра Македонского) и последующими кочевыми завоеваниями Индии.

Местные корни письма кхароштхи маловероятны и, тем более, – попытки вывести его из пиктографического письма т.н. хараппской цивилизации 3-2 тыс. до н.э. (см. Хараппское письмо). Тем не менее, видимо следует признать чисто индийским изобретением своеобразную систему огласовок буквенно-силлабического письма (так называемую трансформативную модель), которая в таком виде и в более раннее время не была знакома соседним с Индией народам (ни персам, ни арамейцам, ни, тем более египтянам).

В 1837 кхароштхи и брахми дешифровал Дж. Принсеп.

 


Лит.:
Дирингер Д., Алфавит, М., 2004; Фридрих И., История письма, М., 2001; Кхароштхи  //  Лингвистический энциклопедический словарь; Кхароштхи  //  Краткая литературная энциклопедия; Вертоградова В.В., Пракриты, М., 1978.

Ссылки:
 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2011

Hosted by uCoz