Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Древнеперсидское письмо

Говорит Дараявауш, царь: Ты, который в будущие дни увидишь эту надпись...

 

ДРЕВНЕПЕРСИДСКОЕ ПИСЬМО (персепольское письмо) – буквенно-слоговое, правостороннее письмо,

Штандарт империи Ахеменидов.

 

ответвление полуалфавитной нововавилонской клинописи. Обслуживало древнеперсидский язык (мертвый язык юго-западной группы иранских языков), распространенный в Ахеменидской Персии. Это письмо просуществовало вплоть до завоевания Александра Македонского. Созданная Киром держава Ахеменидов (персидские цари возводили свою родословную к Ахемену (Хахаманиш, Haxāmaniš, жившему в 8-7 вв. до н.э.) за короткий срок (6-4 вв. до н.э.) стала крупнейшей в мире: ее границы простирались от Ливии до Индии.

Древнеперсидское письмо, как полагают, было введено по личному указу царя Дария I Великого (522-436 до н.э.; его имя переводится, как «держащий добро»). Древнейшие памятники этого письма – надписи Дария I и Ксеркса (Хшаярша, Xšayārša). Самая известная надпись –  Бехистунская трилингва – гигантское барельефное изображение (подлинность надписей деда Дария I Аршама и прадеда Ариярамны остается недоказанной).

Некоторые исследователи приписывают создание древнеперсидского письма Киру Великому (Кураш, ок. 558-530 до н.э.).

Древнеперсидский язык был последним, для которого использовалась клинопись.

1 – транскрипция;

2 – древнеперсидские знаки (каждый знак имел два значения: буквенное и слоговое).

Древнеперсидское письмо насчитывало 36 знаков, три из которых обозначали только гласные, а остальные передавали либо согласные звуки, либо слоги. Знаки носили полифонный характер, т.е. одна графема имела несколько значений: – а, ā; – sа, s. Это письмо, по-видимому, отражало и сингармонизм гласных (единообразное вокалическое оформление слова) древнеперсидского языка: - t, но перед utu.

Примеры записи слов древнеперсидской клинописью:

dа-а-tа=dātа – «закон»  — da-ra-ga-ma > dargam.

Каждая графема пердавала звук Ca/C (открытый слог с -а, либо согласный). Носовой звук перед согласными не обозначался.

Слова отделялись друг от друга специальным знаком (косым клином). Наиболее употребляемые слова обозначались идеограммами.

В древнеперсидском языке было 13 согласных и 3 гласных (a, i, o).

Царь Дарий (Dārayavahuš). Фрагмент рельефа в Персеполе. Конец 6 – начало 5 в. до н.э.

 

И. Фридрих высказывал идею, что в древнеперсидской слоговой клинописи следует видеть прообраз индийского письма, где также не обозначается гласный 'а' и (что еще примитивнее, чем индийское письмо) в древнеперсидской клинописи не существует различия между, например, 'p' и 'pa'. Когда область Инда входила в состав Персидского царства, писцы там знали и древнеперсидское письмо.

«Индийское письмо можно понять, если рассматривать его как применение древнеперсидского принципа письма к семитским консонантным знакам для согласного, – писал Фридрих. – Но в таком случае древнеперсидское письмо должно было быть не только письмом памятников, но и повседневно употребляемым письмом».

Арабы Месопотамии назвали клинопись مسمارية (гвоздевидное), в то же время (6 в.) в Индии возникло письмо сиддхаматрика, которое получило название «гвоздеглавого». Возможно, специфический вид индийского письма (наличие верхней черты – матры) – влияние клинописи.

Следует напомнить, что индийское письмо оказало обратное влияние на семитское в том смысле, что эфиопское письмо, имея внешнюю семитскую форму, в обозначении гласных полностью следует индийскому принципу».

Имя царя Камбиза I (Камбуджия, др.-перс. Kambūjiya) (580-559 до н.э.) вероятно легло в основу древнего государства Камбоджа (Кампучия). Носители древнебактрийского языка, по мнению некоторых исследователей, могут быть определены как камбоджи 5 и 13 эдиктов кушанского императора Ашоки.

Ядро державы Ахеменидов располагалось на территории Древнего Элама. При Ахеменидах эламский язык (протодравидийский) на территории Персии в 6-4 вв. до н.э. был официальным.

При Ахеменидах (персидские цари возводили свою родословную к Ахемену, жившему в 8-7 в. до н.э.) официальным языком был арамейский (см. Арамейское письмо). Особо следует отметить дравидоязычный эламитский субстрат первых государств персов. Писцы именовались дипивара (от эламского дипи – письмо), а позже дибир. Специальные писцовые школы назывались дибиристанами. Завоевание в 4 в. до н.э. Александром Македонским персов положило начало эпохи эллинизма на Востоке, а следовательно и широкому распространению греческого алфавита. Однако Александр сжег зороастрийские книги, написанные золотом на воловьих шкурах, которые хранились в Стахре, в «Замке письмен». За это он был проклят иранскими жрецами-магами.

В решающей битве при Гавгамелах в 331 Александр македонский нанес сокрушительное поражение персам. Бежавший в Бактрию Дарий III был там убит местным сатрапам Бессом, а империя Ахеменидов перестала существовать.

После того, как эллинистическая империя Селевкидов распалась, возникло древнеиранское государство Аршакидов (248-220 до н.э.). Самоназванием обитавших здесь племен было parthava, язык очевидно родственен согдийскому. Основателем Парфянского царства был Митридат I (170-138 до н.э.)

(а) Надписи на древнеперсидском языке Дария I и Ксеркса, как их читают и переводят в настоящее время:

Dārayavauš χšāyaθiya vazrka xχšāyaθiya χšāyaθiyānām χšāyaθiya dahyunām Vištāspahya рuçа Haχāmanišiya hya imam tačaram akunauš.
«Дарий, царь великий, царь царей, царь стран, Гистаспа сын, Ахеменид [тот], который построил этот дворец».

χ = русская x; š – русская ш; у = русская й; θ = английская th; А; č = русская ч; ç = французская ç.

(b) χšāyārša χšāyaθiya vazrka χšāyaθiyānām  Dārayavahauš χšāyaθiyahya ра Haχāmanišiya.
«Ксеркс, царь великий, царь царей, Дария, царя, сын, Ахеменид».
 

Клинопись была предана забвению еще основательнее, чем египетские иероглифы. Античные авторы еще знали о существовании этой письменности. Так, об «ассирийских буквах» писали Геродот и Страбон, о «сирийских буквах» - Диодор, «халдейских» - Афиней и Евсевий. Древнееврейский Талмуд также упоминает «ассирийскую» письменность. Между тем жители Месопотамии назвали клинопись مسمارية (гвоздевидное). Слово клинопись (literare cuneatae) была придумана немцем Э. Кемпфером в 1712. Хотя есть свидетельства, что еще в 1700 английский ориенталист Т. Хайд говорил о древнеперсидской клинописи, как dactuli pyramidales seu cuneiformes (пирамидальные или клинописные знаки).

В 1547 были изданы путевые заметки венецианца Иосафата Барбаро, из которых европейцы впервые узнали о наскальных рельефах державы Ахеменидов. В 1611 в Лиссабоне выпущены заметки португальского посла Антонио де Гувеа, в которые содержались первые серьезные упоминания о клинописи. Позже посетивший Иран дон Гарсиа де Фигероа сообщает о древнеперсидской клинописи: «Все письменные значки треугольные, но удлиненные, напоминают по форме пирамиду или маленький обелиск, который я нарисовал с краю, так что их можно отличить друг от друга только по их расположению». Однако скопированные Фигероа образцы не сохранились.

Впервые опубликовать образчик клинописи (пять знаков) удалось венецианцу Пьетро делла Валле в 1614. В 1634 сэр Томас Герберт публикует уже три строки клинописи.

Лишь французский путешественник Ж. Шарден внес настоящий вклад в изучение клинописи. В изданных в 1711 «Путешествиях» он дает достоверное описание надписей из Накш-и Рустема, замечая, что клинопись представляет собой не орнамент, а письменные знаки.

Первым, кто догадался считать, что древнеперсидкая клинопись является звуковой был сын гольштенского пастора Карстен Нибур. Он выделил инвентарь знаков и верно определил правостороннее направление письма. Большим подспорьем стал в 18 в. перевод «Авесты» А.Г. Анкетиль-Дюпероном: из этой работы стали известны староперсидские формы исторических собственных имен, ранее доступных лишь в греческом произношении. О.Г. Тихсен и Ф.Х.К.Г. Мюнтер установили, что косой клин - словоделитель.

Начало дешифровке древнеперсидского письма положил немецкий исследователь Г. Гротефенд в 1802. Одно из первых полных изданий древнеперсидских надписей (с латинским переводом и словарем) осуществлено в Петербурге в 1872 К. Коссовичем.

Э. Бюрнуф разгадал буквенно-силлабическую (подобно индийским) структуру древнеперсидского письма. Э.Э.Ф. Бер и Э.В. Сен-Жаке, определив недостающие знаки, довершили процесс дешифровки.

Древнеперсидская клинопись стала тем необходимым ключом, благодаря которому были дешифрованы более сложные клинописные системы.

 

 

 


Лит.:
Соколов С.Н., Древнеперсидский язык // Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки, М., 1979; Дирингер, История письма; Древнеперсидский язык // Лингвистический энциклопедический словарь; Оранский И.М., Введение в иранскую филологию, М., 1960; его же, Иранские языки, М., 1963; Иранские языки // Языки Азии и Африки, т. 2, М., 1978; Дьяконов И. М. .Языки древней Передней Азии, М., 1967.

Ссылки:
 

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2011

Hosted by uCoz